Спектакль Биджева Амира «Рамазан» в постановке народного театра «Инжич»

Аннотация  к пьесе «Рамазан» в постановке народного театра «Инжич»

В основу пьесы «Рамазан» вошла история, основанная на реальных событиях, которая произошла в ауле Инжич-Чукун, в 80-е годы, незадолго до окончания афганской войны. События развиваются в одной из абазинских семей. Супружеская пара, которая не могла иметь своих детей, усыновила мальчика из детского дома. У мальчика были ярко выражены славянские черты лица: светлые волосы, голубые глаза. Родители назвали мальчика Рамазаном. Еще будучи в малолетнем возрасте отец усыновленного мальчика скоропостижно скончался, и Рамазан воспитывался в окружении бабушки и матери. Они воспитали его в полном соответствии с абазинскими традициями и обычаями. Бабушка в свою очередь, будучи религиозным человеком научила внука чтению корана и многим сурам. По исполнению совершеннолетия, Рамазан, также как и его сверстники решил пойти служить в армию. Эта новость нарушила покой матери и бабушки, которые тщетно пытались уговорить единственного сына не отправляться на службу, оставив их одних. Но мудрый совет аксакала старой закалки помог матери прислушаться к словам старца и унять тревогу за своего юного сына, так как Рамазан был настойчив в принятом решении,  отправиться на службу и не отставать от сверстников. От лица старца-аксакала в пьесе повествуется о дальнейших событиях, происходящих с героями спектакля.

Накануне отправки на службу произошел бытовой конфликт между матерью Рамазана и соседской бабушкой, которая в отместку рассказала Рамазану правду о том, что он является приемным ребенком.  Неожиданное откровение стало потрясением для Рамазана, выросшего в окружении любви и заботы родных. Потерянный и полон обид, Рамазан решает отправиться в армию, скрыв от родных, близких и даже друзей. Невеста Рамазана Марджанат, случайно узнав, что ее любимый отправляется тайком на службу, разыскивает его на вокзале и между ними происходит неприятный разговор, в котором она упрекает его в несправедливом отношении к матери и к ней. Так и не придя к согласию, они расстались с душевной болью  друг к другу. Задумчивого и подавленного Рамазана замечают его друзья – Аслан и его девушка. В непродолжительном разговоре они узнают, что Рамазан отправляется служить в Таджикистан, при этом его поведение и резкие высказывания в адрес родных вызывают множество вопросов у друзей. В спешке Рамазан оставляет друзей и отправляется в путь. В этот момент к Аслану подбегает встревоженная мать Рамазана, узнав от него, что ее сын отправился в Таджикистан, она решительно последовала за ним. Завершением первой части спектакля является отправка призывников на службу.

Вторая часть спектакля начинается со встречи матери Рамазана и почтальона. В разговоре она делится своими переживаниями по поводу сына, от которого давно не было весточки. Она с болью вспоминает последнюю встречу с сыном в Таджикистане, в глазах которого, так и не увидела прощения. Почтальон пытается утешить мать, уповая на милость Всевышнего, и вручает ей конверт с надеждой о хороших новостях, касающихся Рамазана. Мать, встревоженная просит прочесть ей письмо. К сожалению, в конверте было не письмо от Рамазана, а извещение о том, что ее сын пропал без вести. Мать безутешна.

Эпилогом к третьей сцене  стал монолог соседа – старика, в котором он отразил всю драматичность последующих событий, произошедших в жизни каждого героя пьесы. В скором времени после отъезда Рамазана, бабушка не выдержав боль тоски по внуку, скончалась. А безутешная мать, жила и ждала возвращения сына домой. На долю нашей героини выпало еще одно испытание, это стихийное бедствие, оставившее ее без крова. Благодаря, оказанной помощи со стороны властей, ей была выделена квартира в городе Черкесске. Вынужденная покинуть родное место мать Рамазана угольком написала свой новый адрес (ул. Октябрьская, 12 кв. 8) на стене разрушенного соседского дома, в надежде на то, что по возвращению в родной аул Рамазан сможет ее найти. Так и не дождавшись возвращения сына, она покинула этот мир.

Что касается дальнейшей судьбы Рамазана, сослуживцы  выдвигали несколько версий, одной из которых была версия о том, что он попал в плен к моджахедам в Афганистане. Именно эту версию автор пьесы обыграл в финальной сцене, в которой он показал героя в образе плененного и принявшего религию Ислам. Актер, игравший роль Рамазана смог передать всю режиссерскую задумку и донести до зрителя внутреннее состояние, наполненное болью от осознания, того как он несправедливо обидел мать. В плену отчаяния он молит Всевышнего о прощении матери и о возможности снова оказаться на свободе, возможности снова увидеть родные места, напиться родниковой водой, надышаться горным воздухом и простить его грехи.